Повесть Куприна “Олеся” – самая популярная у автора, она известна даже тем, кто не является знатоком литературы. Впервые ее напечатали в 1898 году. У повести необычный сюжет, прекрасная композиция, захватывающие художественные описания, лирические образы героев, присутствуют мистика и высокая любовь. “Олеся” читается на одном дыхании.

Повесть несколько раз экранизировали. И не только в России, но и за границей. Романтический фильм “Колдунья” с Мариной Влади в главной роли, снятый по мотивам “Олеси”, был популярен и в нашей стране. Только там действие перенесено в Скандинавию.

История юной ведьмы

Сам Куприн признавался, что эта повесть – одна из его самых любимых. По сюжету главный герой, молодой барин Иван Тимофеевич, встречается в Полесской глуши с местной красавицей-колдуньей Олесей. Олеся не похожа на обычных деревенских девушек. Она живет в чаще леса с бабушкой Мануйлихой, которая тоже обладает сверхъестественными способностями. Сейчас бы мы назвали их экстрасенсами.

Такие необычные способности передавались в этом роду по женской линии. И внучка, и бабушка умели хорошо гадать, видеть будущее и лечить. Неудивительно, что невежественные односельчане считали обеих женщин колдуньями, боялись их и ненавидели, хотя за гаданиями и помощью никогда не брезговали обращаться. Впрочем, так обычно и бывает.

Из-за неприязни соседей бабушка с внучкой переехали подальше в лес. В церковь они не ходили, что только добавляло ненависти односельчан. Поэтому когда молодой барин познакомился с Олесей, это знакомство никто из местных не одобрил. Невзирая на это, Иван Тимофеевич хочет жениться на своей лесной колдунье. Но для этого надо официально венчаться в церкви, а Олеся в церковь не ходит, ей “по статусу” не положено. Ведьмам, по мнению ее односельчан, туда дороги не было.

Барин уговаривает девушку, что это все суеверия и ей нечего бояться. Олеся сдается и идет в церковь. Но деревенские ей не рады, колдунью там оскорбляют и избивают. Олеся погрозилась, что им это не сойдет с рук. И в ночь случается страшная гроза с градом, который побил весь урожай.

Понятно, что в этом несчастье обвинили ведьму. Олеся бежит вместе с бабушкой, хорошо понимая, что ее ждет от рук разгневанных односельчан. Иван Тимофеевич опоздал и не успел проститься с Олесей. На память ему остались только ее бусы, оставленные в избушке на видном месте…

А теперь про реальную основу повести

При чтении остается ощущение, что все события случились на самом деле. Можно даже подумать, что все произошло лично с писателем. Но это не совсем так. Конечно, некоторые детали вполне реальны, и сам автор это подчеркивал. Так, главный герой проводит в Полесье полгода, как и Куприн, он тоже литератор.

У повести есть вступление, которое не было опубликовано, но оно сохранилось в архиве. Куприн записал, что был в гостях у помещика по имени Иван Тимофеевич. Хозяин и рассказал о своей романтической любви к местной девушке-знахарке, эта история и стала основой повести.

Тут сразу надо отметить, что речь идет не о белорусском, а об украинском Полесье. Действие разворачивается на Волыни, в Ровненском уезде, Сарненском районе, в селе Казимирка. Теперь оно называется Кузьмивка.

В селе много лет работает этнографический музей, посвященный пребыванию в селе Куприна. Гид подчеркивает, что некоторые имена местных жителей писатель оставил в повести неизменными. Куприн побывал в Казимирке в 1897 году.

Прототипом Олеси стала местная жительница Соломия Мануиловна Ковалик. Считается, что Куприн знал ее и Мануйлиху лично. По слухам, она умела ворожить, как и Олеся, гадала на картах, снимала порчу и сглазы. Но в отличие от литературной колдуньи Соломия прожила долгую жизнь и умерла в уже середине XX века, в 1954 году. Старожилы села еще помнили ее, помнят и место, где стояла когда-то хата Мануйлихи в урочище Бисов Кут.

Елена Жаворонкова, специально для сайта “Литинтерес”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.