Была не так давно у нас на сайте статья про феерии. Мы писали о том, что жанр этот в литературе официально появился в 1905 году, когда вышла в свет пьеса Мориса Метерлинка “Синяя птица” с официальным указанием – “Феерия в шести действиях”.
А раз появился жанр, ему потребовалось какое-то объяснение и обозначение. Почему одно произведение автор может назвать феерией, а для другого это слово не годится даже при наличии каких либо чудес или магии?
Четкого литературоведческого определения жанру феерии не существует. И это, в общем-то, нормально. Очень многие жанры до сих пор весьма расплывчаты, об их границах десятки лет ведутся споры.
Но есть, например, интересное определение Тэффи, знаменитой русской писательницы-эмигрантки. В мемуарах Ирины Одоевцевой воспроизводится эпизод с их беседой, где была затронута эта тема. Вот как Тэффи объясняет собеседникам отличие феерии от фантастики:
— Феерия — добро. Стремление к счастью. Жизнь. Фантастика — зло. Смерть. Феерия — светлый сон. Фантастика — кошмар. Семнадцатый век — помесь фантастики с феерией — похож на наш двадцатый век. Особенно на годы, которые нам теперь приходится переживать. Фантастика и феерия диаметрально противоположны, “феерия” происходит от “феи”, в ней все светло, она стремится к счастью, в ней действуют добрые силы. В магии — темные силы. Она стремится к смерти, к разрушению жизни. Магия и феерия — как две стороны одной и той же чудесной монеты. Одна сторона темная — смерть. Другая светлая — жизнь. Сказки фееричны. Они ведь всегда хорошо кончаются.
Весьма доступно, не правда ли? Очень хочется согласиться с ней. А как вы понимаете жанр феерии?