За свою многотысячелетнюю историю человечество написало миллионы книг (а может и миллиарды, кто знает). Придуманы десятки жанров, отработаны тысячи литературных приемов, изобретены самые невероятные фабулы.
И даже странно представить, что все это разнообразие печатного и рукописного слова можно свести к очень узкому набору шаблонных рамок, внутри которых и бьется на протяжении веков писательская мысль. Звучит как-то даже кощунственно.
Но литературоведы с давних времен набили руку в классификациях сюжетов. Кто-то полагает, что на литературной кухне есть три десятка ингредиентов, кто-то сводит их количество к двадцати или пятнадцати. А аргентинский писатель, один из самых известных в Латинской Америке, Хорхе Луис Борхес умудрился запихнуть всю мировую литературу всего в четыре сюжета!
Он посвятил этой классификации свое эссе под названием “Четыре цикла”. Итак, посмотрим, в какое именно прокрустово ложе он загнал всех своих прошлых и будущих коллег.
1. Осада укрепленного города
Этот сюжет Борхес считал самым древним в истории литературы. Сводится он к тому, что одни герои защищают свой город, а другие атакуют его. Самым ярким и самым ранним примером, понятное дело служит “Илиада”, где греки ведут осаду Трои. Но не стоит воспринимать этот сюжет только как рассказ о взятии крепости. В широком смысле сюда включаются все истории, в которых есть противоборство двух начал, двух стихий, народов, армий, корпораций, братств, отрядов, систем.
2. Возвращение
После “Илиады” неизбежно следует “Одиссея”, а после сюжета о борьбе за город Борхес, разумеется, продолжает свой короткий список историей о возвращении героя. Возвращаться можно в родной дом, после долгих скитаний (и перипетии этих скитаний будут частью сюжета). А можно “возвращаться” в духовном смысле – к самому себе, к некой ситуации, оставшейся нерешенной. Например, “Граф Монте-Кристо” – это, несомненно, история о возвращении.
3. Поиск
Это тоже про странствия, но отличие в том, что они ведут не к чему-то изначальному или знакомому, а к совершенно новому – в целом или в частностях. В принципе, сюда можно смело записывать всю романтическую литературу. Романтическую – не в смысле вздохов под луной, а в литературоведческом смысле – про открытия новых земель, покорение новых вершин. В том числе, опять же, в духовном смысле.
4. Самоубийство Бога
Сюда Борхес относит такие известные мифологические и религиозные сюжеты, как принесение скандинавским богом Одином самого себя в жертву на ясене Иггдрасиль или распятие Христа римскими легионерами. Но по большому счету, в эту категорию следует включать все истории, в которых герой, обладающий выдающимися способностями или силами, жертвует собой ради других.
В конце этой заметки стоит добавить: в большинстве произведений так или иначе смешиваются сразу несколько борхесовских сюжетов, хотя бывают и чистые типы историй.
А вы согласны с такой классификацией? Или добавили бы к этому списку какую-то еще категорию? Только будьте внимательны, предлагая варианты, чтобы при богатом воображении их нельзя было отнести к подвидам одного из этих четырех сюжетов.