Феерия – очень редкий жанр в литературе. Даже редчайший. Многие вообще могут назвать одно-единственное произведение, которое автор принципиально отнес именно к такому жанру. Но на самом деле в двадцатом веке их было написано целых три.
Дело в том, что изначально феерия – это чисто театральный термин. Так называется сложная постановка с обилием сценических эффектов, для которых используются особые механизмы, с музыкой и танцами, с общей атмосферой волшебства. В общем, настоящая феерия – слышали такое выражение? Именно из театра оно и пришло.
Еще раз подчеркнем, феерией называлась не литературная основа, а само шоу, действо. Пьесы, которые ставились таким образом, драматурги не обозначали как феерию. Потому что играть их можно было по-разному.
Пока не пришел Метерлинк.
В 1905 году бельгийский символист Морис Метерлинк пишет свою самую знаменитую пьесу. Она называется “Синяя птица”. И впервые он сразу ставит на обложке ее жанр – пьеса-феерия.
Так термин перекочевал из театральной среды в литературную. Теперь читатель, даже не видя самой постановки, должен был представлять то действие, которое разворачивается в пьесе, именно как красочную и волшебную феерию.
Ну что ж, первая литературная феерия двадцатого века у нас есть, она бельгийская. Осталось еще две.
Перепрыгиваем через несколько лет и попадаем в 1911 год. На этот раз мы отправляемся на территорию Российской империи. Поэтесса Леся Украинка, которая последние годы жизни проводит в Грузии, пишет пьесу “Лесная песня” и дает ей подзаголовок драма-феерия. Эту пьесу позже несколько раз экранизировали в Советском Союзе.
Ну а третью феерию вы хорошо знаете. Она появилась уже в 1923 году и знаменовала собой новую эволюцию этого термина. Впервые к жанру феерии был отнесен целый роман. Автор его – Александр Грин, а называется книга “Алые паруса”.
Мы пытались найти другие произведения прошлого столетия, написанные в этом экзотическом жанре, но так и не смогли. Если кто-то вдруг знает еще какую-нибудь литературную феерию, напишите нам в комментариях!