Пьеса Шекспира о страдающем датском принце давным давно стала классикой. Многие даже считают ее вообще венцом не только шекспировского творчества, но и мировой драматургии. Можно не соглашаться с этим мнением, однако оно, как минимум, отражает значительность этого произведения.
Трудно даже представить, что “Гамлета” можно подвергнуть цензуре. Что там такого страшного? Но в истории России был эпизод, когда эта пьеса внезапно оказалась под запретом.
Случилось это в 1781 году.
Павел, наследник российского престола, отправился с супругой в заграничный вояж по Европе. Вояж проходил инкогнито, знатные путешественники назвались графом и графиней Северными. Но маскарад этот был весьма прозрачен, поэтому принимали их, разумеется, не по-графски.
В Вене австрийский император закатил торжественную встречу “супругам Северным”. В череде развлекательных мероприятий был спектакль “Гамлет”, который исполняла известная актерская труппа. Вернее, он планировался, но не состоялся. Актер, который должен был сыграть главную роль, отказался выступать. Он заявил, что не может играть Гамлета, когда в зале уже сидит Гамлет – настоящий.
Намек был недвусмысленный. Цесаревича Павла уже давно за глаза называли русским Гамлетом. Имелось в виду, что сыну покойного монарха давно пора на трон, но его держит в стороне мать-узурпаторша. Екатерину Великую сравнивали с шекспировской Гертрудой.
Реплика актера, конечно, была согласована. Очень сомнительно, что он решился бы на такой шаг самостоятельно на глазах австрийского императора и высокого гостя из России. В награду несостоявшийся Гамлет получил 50 дукатов.
Когда в Петербурге стало известно об этом инциденте, Екатерина пришла в ярость. Любая постановка “Гамлета” с этого момента в пределах империи была запрещена. и запрет этот сохранялся до конца екатерининской эпохи. То есть еще 15 лет.
В 1796 году русскому Гамлету все-таки довелось взойти на трон, но царствование его оказалось недолгим. Впрочем, это уже совсем другая история.