Все мы в детстве читали эту замечательную сказку Корнея Чуковского про таракана, который нагоняет страху на всех зверей, пугает их своими усами. Про страшные усы там вообще очень часто повторяется:
По лесам, по полям разбежалися:
Тараканьих усов испугалися.
Короче говоря, все это стало благодатной почвой для теории о том, что под страшным “тараканищем” Корней Чуковский подразумевал Сталина. Взялся ниоткуда такой себе усач и давай терроризировать всю живность в округе. А потом пришел воробей, и все увидели, что это был просто жалкий тараканишка…
Такая трактовка очень быстро обрела популярность в перестроечные годы и даже обросла ореолом аксиоматичности. Она до сих пор сидит у многих взрослых в подкорке.
Но если повнимательнее посмотреть на факты, то никакой “фиги в кармане” за этой сказкой не обнаруживается.
Корней Чуковский написал ее в 1921 году, когда вся полнота власти в стране была у Ленина, а вторым человеком в государстве считался Троцкий. То, что к концу 1920-х годов Ленин будет лежать в Мавзолее, Троцкого вышлют за границу, а СССР единолично возглавит Сталин, не смог бы предположить самый прозорливый политик.
Кстати говоря, Сталину-то как раз сказка очень понравилась. Настолько, что спустя много лет, уже в 1930-м он приводил примеры из нее: дескать, есть у нас паникеры, которые при малейших трудностях начинают кричать, что советская власть в опасности и вот-вот все рухнет, а на деле их пугает маленькая таракашка.