Есть такой стереотип, что заветная роль для каждого уважающего себя актера – это Гамлет. Практически венец карьеры. Как и всякий стереотип, он вполне может не совпасть с реальностью в отдельно взятом случае, но по крайней мере он хорошо демонстрирует особое отношение в актерской среде к роли датского принца.
А как насчет актрис? Есть ли у них свой аналог Гамлета? То есть такая роль, о которой втайне грезят начинающие инженю или субретки?
На самом деле, да, имеется. И это вовсе не Офелия, как некоторые могли бы подумать. Это Гедда Габлер из одноименной пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена.
Для начала давайте кратко обрисуем вам этот образ. Гедда – яркая и вольнолюбивая красотка, любимая дочка отставного генерала, которая сводила с ума мужчин в своем городке. Она устраивает свою жизнь – выходит замуж за влюбленного в нее ученого, которому светит перспективное назначение. Но вскоре оказывается, что жизнь с ним невыносимо скучна.
А дальше начинается драма. Гедда встречается с Эйлертом Левборгом, талантливым, но беспутным философом, пытающимся встать на праведный путь. Когда-то у них был бурный роман, закончившийся тем, что Гедда чуть не застрелила возлюбленного. Теперь героиня вновь провоцирует его на срыв. И провоцирует успешно Эйлерт идет вразнос, напивается, отправляется в салон, теряет рукопись своей новой гениальной книги.
Кончается все двойной трагедией. Сперва стреляется Эйлерт, которому в руку буквально вложила револьвер Гедда. Потом и сама Гедда кончает с собой.
Пересказ довольно упрощенный, но все нюансы этой роли не перескажешь.
Актрисы любят Гедду Габлер за то, что этот образ можно трактовать крайне широко. В исполнении одних она обретает черты вздорной истерички. Другие представляют ее чуть ли не первой феминисткой, бросающей вызов патриархальному обществу. А главное, эта роль дает возможность буквально царить на сцене, поскольку тут любая экспрессия будет оправданна.
В общем, какая уж тут Офелия!